?

Log in

 
 
22 January 2008 @ 03:25 pm
Почему интеллигенция - антиправительственна?  
Советская, слушающая на кухнях "Голос" и царская, клеймящая "сатрапов". Французские интеллектуалы и какой-нибудь Майкл Мур из США. Китайцы с площади Тяньаньмэнь или "Кембриджская пятёрка". Убеждения разные, но одно общее - неприязнь к правительству своей страны, от презрения до ненависти.
Можно видеть в этом знак избранности, особой миссии, и поддерживать в себе гордость этим вплоть до тюрьмы или психушки. Можно видеть признаки изначальной гнилости образованного класса ("Гнилая интеллигенция" - Александр III о Льве Толстом). Но, может, поискать причину?
Для жизненного успеха ум полезен, это неоспоримо. Столь же неоспоримо, как утверждение, что одного ума мало. Нужны ещё работоспособность, физическая выносливость (а иногда и физическая сила), эмпатия - способность понять чувства другого человека (и не только приятного или близкого), способность к внушению, воля (вплоть до жестокости к себе, но и к другим тоже) и много ещё (уж не говоря о вещах "внешних", наподобие рождения в нужной семье в нужное время...). Не всегда "бочка наполняется по нижнюю клёпку", иногда развитие одного свойства отчасти компенсирует недостаток другого, но, как правило, для успеха важнее равномерное развитие всех нужных качеств, чем избыток одного из них.
Умственное развитие - лишь одно из многих полезных свойств. Но наделённый им человек, в отличие, скажем, от наделённого избытком силы воли (или просто избытком силы) способен осмыслять своё положение. И видит при этом, что его место в обществе куда ниже его места в "рейтинге ума" (прочие неравномерно наделённые просто не осознают, что у них есть преимущество, не давшее им должного продвижения в социуме). Винит в этом, конечно же, "несправедливость". А бунтует, впадает в депрессию, заигрывается в эльфов или всё же ищет способ развить недостающее в себе и/или найти место в мире, где более всего удут востребованы его самые сильные качества - это уж не от ума зависит. От чего-то иного. От мудрости, может быть?
 
 
 
mr_uefmr_uef on January 22nd, 2008 01:05 pm (UTC)
в двух словах: кухонная оппозиция = лузеры, комплексующие от большого ума?
sigurnasigurna on January 31st, 2008 11:52 am (UTC)
есть такое волшебное слово - фрустрация.
Озлобление, депрессия от недостижимости цели. И уход в виртуальность как способ избежать неприятностей реального мира.

Так что вы правы.
Это рефлексия лузеров.
ryurikovryurikov on January 22nd, 2008 01:26 pm (UTC)
По моему, Вы льстите т.н. интеллигенции. Это как раз недонаделенные умом, но обиженные образованием. Которое по недонаделенности осознать не смогли. Что при царе не понимали к чему "борьба с сатрапами" их самих приведет, что при СССР - большинство "полудиссиды" грантов получить не смогло, что сейчас.
lord_k: visorlord_k on January 22nd, 2008 01:49 pm (UTC)
Для полноты картины следовало бы вспомнить лояльную и патриотичную интеллигенцию кайзеровской Германии. Или британских интеллигентов - строителей Империи. Правда, ни те, ни другие себя "интеллигенцией" не называли (а богема ни в том, ни в другом случае - не в счет). Считается, что сам этот термин - русское изобретение.
sanitareugensanitareugen on January 22nd, 2008 01:57 pm (UTC)
Хмм... Читаю я английского автора и обнаруживаю...
...что самой антиправительственной интеллигенцией он почитает британскую...
Филби, Бёрджесс... - sanitareugen on January 22nd, 2008 02:48 pm (UTC) (Expand)
Re: Филби, Бёрджесс... - lord_k on January 22nd, 2008 02:52 pm (UTC) (Expand)
hirsh_ben_arieidelsong on January 22nd, 2008 02:01 pm (UTC)
Для полноты картины стоит привести примеры, когда интеллигенция оказывается у власти и начинает претворять свои идеи в жизнь.

1917 год - один из примеров, но не единственный. Самый яркий - это выпускник Сорбонны Пол Пот.
borgesborgess on January 22nd, 2008 02:30 pm (UTC)
а что Пол Пот был выпусником Сорбонны ? Вот те на. Век живи век учись.
А по поводу того, что самые отъявленные и кровожадные диктаторы вырастают из интелегентных мальчиков - это да, есть такое. Тут можно и по Фрейду объяснить, и по КУрехину :) "Если вы романтик - то вы фашист"
http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=530
(no subject) - idelsong on January 22nd, 2008 02:37 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - borgess on January 22nd, 2008 02:37 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - pogorily on January 22nd, 2008 04:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - humanitarius on January 22nd, 2008 05:02 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - idelsong on January 22nd, 2008 05:03 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - met0 on January 22nd, 2008 10:12 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - idelsong on January 23rd, 2008 12:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - met0 on January 23rd, 2008 08:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - idelsong on January 23rd, 2008 08:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - met0 on January 23rd, 2008 08:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - idelsong on January 23rd, 2008 09:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - levgem on May 21st, 2008 08:32 am (UTC) (Expand)
(no subject) - idelsong on May 21st, 2008 04:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ex_whattakta762 on September 21st, 2008 06:48 pm (UTC) (Expand)
Хизбала - Росия - uman on January 23rd, 2008 10:42 pm (UTC) (Expand)
Re: Хизбала - Росия - idelsong on January 24th, 2008 04:51 am (UTC) (Expand)
Re: Хизбала - Росия - ex_whattakta762 on September 21st, 2008 06:39 pm (UTC) (Expand)
Re: Хизбала - Росия - antzz on May 31st, 2009 06:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - idelsong on January 23rd, 2008 08:42 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - uman on January 23rd, 2008 10:45 pm (UTC) (Expand)
Hayatehayate_ on January 22nd, 2008 02:32 pm (UTC)
Хорошая теория, объясняет перманентное иррациональное "а баба яга против".
borgesborgess on January 22nd, 2008 02:33 pm (UTC)
а по поводу собственно смысла статьи - да, полностью согласен. Если ты такой умный, то почему не богатый - американская вроде поговорка. Деньги - это мерило статуса человека в обществе. А для статуса не только ум нужен. Точнее нужен конечно, но житейский, а у интелегенции по словом "ум" понимается начитанность и хорошая память :) И кроме ума еще куча вещей. Настолько куча, что ум не играет определяющей роли в статусе конкретного человека
дядя Кац!homola on January 22nd, 2008 03:11 pm (UTC)
Многия знания - многия печали! ©
Vythevythe on January 22nd, 2008 03:39 pm (UTC)
Наверное, не вся интеллигенция анти-правительственна. Скорее всего, активно недовольных в её рядах буквально единицы, и часть из них - недовольны по медицинским показаниям.

This said, для "генетического" недовольства властью есть множество причин. Как-то:

- Интеллигенция денежно и организационно зависит от властей, просто по определению. Необходимость выпрашивать деньги перед лицом власти вызывает и потребность плевать этой власти в спину.

- Интеллигенция склонна к творчеству, в том числе политическому. В политике протест и обличение получаются выразительнее, чем одобрямс. Более того, творчество захватывает аудиторию, поскольку вокально, и вот уже все читают самиздатные копии Солженицина, старательно прячась от страшного кагэбе.

- Наконец, интеллигенции присуще презрение ко всякому прочему "быдлу". Соответственно, приличия требуют сторониться чиновных и буржуазных дуболомов, а выражаться это неприятие может только в кухонной критике власти и системы. В лицо-то плевать нельзя, лишат довольствия...

Как-то так.
дядя Кац!homola on January 22nd, 2008 05:51 pm (UTC)
ну Вы такую аморальную гнусь описали, что даже гнилая интеллигенция бы обиделась...
(no subject) - vythe on January 22nd, 2008 08:31 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rdelta on January 31st, 2008 10:46 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vythe on January 31st, 2008 11:26 am (UTC) (Expand)
(no subject) - rdelta on January 31st, 2008 11:56 am (UTC) (Expand)
savage1410 on January 22nd, 2008 04:37 pm (UTC)
Интеллигенция антиправительственна по определению. :)) Писатель, который ввёл это слово в оборот (не помню кто, но посмотрю) выделил два слоя в российских интеллектуальных кругах. Чиновничество - как люди работающие на государство, преимущественно из Санкт-Петербурга, и Интеллигенция - как люди рассуждающие абстрактно и против государства, преимущественно из Москвы.
Rezonerrezoner on January 22nd, 2008 04:50 pm (UTC)
Может, дело проще? И состоит в том, что правительство - в 99% случаев - состоит из паршивых людишек, а у интеллигенции хватает ума это понять? :)
Тут Родос. Тут, стало быть, и прыгай!met0 on January 22nd, 2008 10:16 pm (UTC)
А может, правительство состоит преимущественно из людей дела, а люди, публично относящие себя к интеллигенции, принципиально неспособны заниматься тем, чем занимались, к примеру, чиновники Салтыков-Щедрин и Мельников-Печерский? (Замечу: оба критики режима недюжинные, но и сделали для государства немало).
(no subject) - rezoner on January 22nd, 2008 10:19 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - met0 on January 22nd, 2008 10:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rezoner on January 22nd, 2008 10:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - met0 on January 22nd, 2008 10:54 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - rezoner on January 22nd, 2008 10:58 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - ex_kleinpo on January 23rd, 2008 06:36 am (UTC) (Expand)
(no subject) - ex_dezember2129 on January 31st, 2008 10:17 am (UTC) (Expand)
Сандро_sandro_ on January 22nd, 2008 08:00 pm (UTC)
великолепно - очень хорошая формулировка!
(Deleted comment)
ex_kleinpo on January 23rd, 2008 06:34 am (UTC)
Кстати заметил, по настоящему умные и образованные люди, не относят себя к интеллигенции, и за причиление к ней могут и обидеться. Типа "я матом не ругаюсь, водку не пью и не голубой..."
asmudasmud on January 23rd, 2008 01:50 pm (UTC)
"Я не интеллигент, у меня профессия есть." ©Л.Н. Гумилёв.
asmudasmud on January 23rd, 2008 01:46 pm (UTC)
Не считая себя интеллигентом,
попробую поспорить. "Проправительственные" слои общества могут быть разделены на две категории:

1) "соучастники", имеющие очевидную выгоду от данного правительства;
2) "верующие", т.е. сторонники не конкретного правительства (о работе которого информацией не владеют), а некоей идеализированной модели сакральной власти ("Царь-батюшка", "Вот при Сталине был Настоящий Порядок", "Путин-то знает, что делает"). Хорошо поставленная пропаганда позволяет значительно увеличить процент данной категории; плохо поставленная - даёт возможность контрпропаганде множить число противников.

Отдельно стоят легионы безразличных с идеологией "делайте что хотите, только жить дайте спокойно" - в период относительного благополучия именно они создают фон гражданской поддержки власти.

Если под интеллигенцией понимать граждан, занимающихся преимущественно интеллектуальным либо творческим трудом, то получаемое ими образование подразумевает
1) (+) критическое восприятие информации;
2) (+) некоторые аналитические способности;
3) (+) умение порождать новые идеи и активно их продвигать // => зашоренность на собственных идеях(-).

Таким образом, представители интеллигенции в большинстве априори не попадает в группу 2 ("верующих") сторонников режима. В группе 1 ("соучастники") как правило, тесно, и попадают в неё отнюдь не все; к тому же она требует от своих членов лояльности к режиму. Таким образом, механизм таков:
1) интеллигент находит окружающую действительность недостаточно хорошей;
2) подсматривает, компилирует или вырабатывает некий метод модернизации;
3) не находя поддержки у власти, которую устраивает status quo, начинает проталкивать свои идеи в оппозиционной среде, не брезгуя маргиналами.



antzzantzz on May 31st, 2009 07:29 pm (UTC)
Re: Не считая себя интеллигентом,
браво!

+ к єтому правительство ВЬІНУЖДЕНО зачастую принимать решения (ибо озадачено и ограничено ЕФФЕКТИВНОСТЬЮ свой деятельности), которьіе, мягко говоря, идут в разрез з мейнстримом морали (в самом ее широком понимании), и при отсутствии противодействия (оппозиции) практически неизбежно прийдет к тоталитаризму, как вьісшей форме еффективности деятельности.
Поетому задача "интеллигенции" (ну или как хотите ее назьівайте) - создание "информационного шума" (не белого!), из которого (иногда) вьікристаллизовьіваются алмазьі противодействия "тоталиризации" власти
Если смотреть на подножие етой "шумовой пирамидьі", то естественно, создается впечатление полной бесполезности и бестолковости "шумящих"
Ekaterinaeksk on January 26th, 2008 11:42 am (UTC)
Позволю себе пространное рассуждение.
Во-первых, есть интеллигенция, а есть, как верно отметил Солженицын "образованщина". Про последнюю не будем. Поговорим о первой. Собственно тут возникает "во-вторых", она неоднородна и пока одни, собирают вещи и едут в эмиграцию, другие думают как бы свергнуть ненавистную власть, а третьи с этой "ненавистной властью" активно сотрудничают. Соответственно, говорить о том, что вся интеллигенция сводится к советской кухне или философским параходам - не верно, это лишь ее часть (лучшая или худшая другой вопрос).
Но вот в чем интеллигенции не откажешь, так это в наличии критического мышления. Их патриотизм, если они патриотичны, не слепой, а рациональный, не за достоинства, а вопреки недостаткам. То есть, если родину любят, то это не значит, что не замечают ее минусов. А, когда минусы становятся слишком значительными тут-то и начинается брожение умов относительно оппозиционности/неоппозиционности. Так что, думаю, если говорить именно про интеллигенцию, дело в той мере (индивидуальной) в которой может расходится внутреннее представление о том "как оно должно быть" и реальная ситуация.
ex_dezember2129 on January 31st, 2008 10:23 am (UTC)
Господа! Без Климова точно не обойтись. Высшая социология, это про интеллигешек. Помните, Гумилёв сказал: « Я не интеллигент, у меня работа есть».
ltwoodltwood on February 19th, 2008 09:02 pm (UTC)
Ага, остается выяснить, почему аналогичное отношение к правительству распространено также и среди того подмножества «образованного класса», представители которого оказались достаточно успешными благодаря остальным перечисленным добродетелям. Суха теория...
sanitareugensanitareugen on August 30th, 2008 09:11 am (UTC)
Агрономический подход к проблеме интеллигенции;)
sirin_from_shrmsirin_from_shrm on June 18th, 2009 11:29 pm (UTC)
Это малость из другой оперы. В том треде, который начался со Стругацких, речь шла об ином. По треду - ну, не могу я мириться со "свинцовыми мерзостями жизни". Не хочу и не буду. Ничего мне не надо, пусть меня оставят в покое, но жить под дамокловым мечом, что придет дядя-чиновник и уничтожит все, что тебе дорого, я не хочу.
sanitareugensanitareugen on June 19th, 2009 04:48 am (UTC)
Так ведь не чиновник уничтожит...
Он только исполнительный механизм. А сила, заставляющая уничтожить - в интересах других людей, большинство которых никакого отношения к ввластным структурам не имеет...
К сожалению, не ошибаюсь. - sanitareugen on June 22nd, 2009 05:03 am (UTC) (Expand)
panzer_papapanzer_papa on January 6th, 2010 08:34 pm (UTC)
... когда идеи перестали быть коралловыми украшениями, а стали для интеллигенции пружинами действий, иногда героически самоотверженных, - и в эту более зрелую эпоху наша историческая бедность создала колоссальное несоответствие между идейными предпосылками и общественными результатами интеллигентских усилий. Вбивать часами гвозди в стенку стало как бы историческим призванием русской интеллигенции.

Чтобы не пьянствовать и не резаться в карты в сытой и пьяной среде "мертвых душ", нужен был какой-нибудь большой идейный интерес, который, как магнит, стягивал бы к себе все нравственные силы и держал их в постоянном напряжении. Чтоб не брать взяток и не искательствовать среди искателей и мздоимцев, нужно было иметь какие-то свои глубокие принципы, отрывавшие человека от среды и делавшие его отщепенцем: нужно было быть карбонарием или, по меньшей мере, фармазоном. Чтоб жениться не по тятенькину приказу, нужно было стать материалистом и дарвинистом, то есть крепко-накрепко уразуметь, что человек происходит от обезьяны, и поэтому тятенька в восходящей лестнице родословия примыкает к обезьяне ближе, чем сын. Протянуть руку к римскому праву или к ланцету означало - в принципе протянуть ее к запрещенной литературе и прийти к несокрушимому убеждению, что без политической свободы тупым и ржавым куском железа окажется ланцет. Чтоб бороться за конституцию, интеллигенции понадобился идеал социализма. Наконец, ей пришлось заняться обесценением всяких "преходящих" политических ценностей перед верховным трибуналом "Долга" и "Красоты", - только для того, чтобы... облегчить себе примирение с режимом 3-го июня.

http://panzer-papa.livejournal.com/175534.html
sis_2007sis_2007 on January 22nd, 2010 12:04 pm (UTC)
"его место в обществе куда ниже его места в "рейтинге ума" "
точно, по себе знаю
sis_2007sis_2007 on January 22nd, 2010 12:05 pm (UTC)
и остальное тоже верно
sis_2007sis_2007 on January 22nd, 2010 12:13 pm (UTC)
вот пример из современности
найдено здесь:
http://thesametwo.livejournal.com/6373.html
"Но лично Белых получил отличную возможность снова почувствовать работу ненавидимой им системы изнутри. И выяснилось, что мечты о "пришествии свободы" - только иллюзии. И помехой в этом стало именно то псевдогражданское псевдообщество, к которому Белых принадлежал.
Цитаты.
«Более деструктивного, несговорчивого, неадекватного и тупого института, чем общество не существует. Мы садимся с ними за стол, обсуждаем проблемы, договариваемся, подписываем протокол, а на следующий день они же митингуют против всего этого у меня под окнами. Это отбивает всяческое желание вести какие-либо переговоры».

«Они настолько привыкли сидеть бубнить на кухне и выходить на улицы, что иного формата гражданской активности в жизни они не видят. Когда вдруг, неожиданно к людям обращаются с просьбой высказать свои пожелания, предложения, предлагают помочь с законодательной инициативой, выпустить распоряжение, на этом все и заканчивается. На этом все заканчивается»
Общество не отождествляет позитивные изменения с действием власти. «У меня спрашивают о том, когда наконец отремонтируют дорогу Киров — Пермь, хотя она отремонтирована два месяца назад. Спрашивают "почему вы не уделяете внимания на развитие спорта в области?", хотя в этом, кризисном, году на спорт было выделено в 25 раз больше, чем в прошлом некризисном». Люди не хотят видеть работу власти, создана презумпция виновности власти, пожаловался губернатор.

«Те кого я видел в качестве союзников делают все, чтобы я их душил. Я сам себя еле сдерживаю, чтобы не превратиться в диктатора, не разрушить либеральную идею»"
Галина Иванкина.zina_korzina on January 27th, 2010 12:09 pm (UTC)
ИМХО, интеллигенция относится к власти, как капризный ребёнок - к учителю. Если учитель (читай - царь) слаб и добродушен - ребёнок-интеллигент садится к нему на шею вплоть до самой крайней точки этого хамства. Если учитель-царь силён и властен - ребёнок-интеллигент боится, таится и тихо вякает за спиной.
sanitareugensanitareugen on January 27th, 2010 12:28 pm (UTC)
"Когда о каком-нибудь короле говорят, что он был добр, значит царствование не удалось"
Наполеон Бонапарт.
(no subject) - zina_korzina on January 27th, 2010 12:30 pm (UTC) (Expand)