?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 December 2008 @ 05:21 pm
Гусары, молчать!  
Анекдот пересказывать не буду...
...ограничусь ответом на вопрос "при чём тут гусары".

Исторически гусары в России были иностранной наёмной кавалерией (первоначально венгры и сербы), позже стали формироваться из русских подданых путём вербовки. Они сохранили традиционный яркий мундир

и повышенное жалование. Это выделяло их из прочей кавалерии и вместе с опасным характером службы (разведка, завязка боя и т.п.) сформировало характер гусара - живущего одним днём ("гусар, который не умер в 30 лет - дрянь, а не гусар!"), любителя вина и женщин (благо сберегать большое жалование на старость незачем - старости не будет!), ощущающего своё превосходство над окружающими, победителя по натуре.
Яркий мундир и эффектная служба время привлекали людей знатного происхождения, имевших более высокий уровень если не образования, то светскости, а большая стоимость этого мундира (и всего прочего потребного) играла роль фильтра, убиравшего бедняков, служивших ради жалования. Разгульный образ жизни гусар был воспет поэтом-гусаром Денисом Давыдовым и многими другими поэтами, в том числе Пушкиным. Всё это создавало вокруг гусар особую ауру, определявшую их успех у женщин, который, в свою очередь, усиливал "гусарский шарм". ("Кто в купчихах знает толк - то Сумских гусаров полк!")

(это уже форма ХХ века, поскромнее малость...)
Представление о гусаре, как о бесстрашном и беспечном, вечно пьяном и задиристом, вызывающим любовь женщин при первом своём появлении и пользующимся этим успехом - продержалось вплоть до реформ Ванновского (80-е годы XIX века), после которых этот эффектный род кавалерии закончился (позже он был воссоздан, но более по названию - полкам была возвращены исторические названия и форма, но комплектовались они наравне с прочими и не отличались по боевым задачам). Но годы войны с Наполеоном - годы славы гусар.
Поэтому автор героической комедии "Давным-давно" А.К.Гладков, по которой был поставлен фильм "Гусарская баллада", сделал героя своей пьесы поручика Дмитрия Ржевского именно гусаром. Отважный и влюбляющий в себя женщин - от французской актрисы до "кавалерист-девицы" Шурочки Азаровой, верный друг и норовистый подчинённый, не дурак выпить и дуэлянт - это как раз гусарский тип поведения. Успех фильма породил множество анекдотов, в которых "гусарский поручик Ржевский" уже предстал совершенно разложившимся, вместе со своими друзьями-гусарами. Он уже не сражается - безобразничает и хулиганит, не пирует с друзьями - а пьёт горькую, уже не герой-любовник, а развратник самого пошлого толка, из персонажа героической комедии он стал героем комедийного порно.
Впрочем, некоторые анекдоты из сочинённых про него действительно смешны и содержат нетривиальную мысль - как тот, в котором и фигурирует фраза "Гусары, молчать!", в даном случае мысль о том, что попытка скрыть опасные или непристойные вещи может привести к прямо противоположному результату - скорее всего, гусары и не стали бы давать служанке со свечками советов того рода, от которых предостерегал крик командира, и о том, что более всего сражающиеся за приличия, скорее всего, в глубине души как раз и более всех склонны к непристойностям.

UPD

Полковая принадлежность героев "Гусарской баллады", конечно же, условна. Так, мундир Шурочки Азаровой Ржевский опознал, как павлоградский

хотя в фильме костюмеры её одели в мундир Сумского полка


Сам же Ржевский служил не в Павлоградском, как иногда полагают, а, судя по мундиру в фильме, в Мариупольском

Доломан синий, ментик синий, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров - серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка синяя с желтой отделкой. Вальтрап синий с желтой отделкой. Приборный металл - золото.

но судя по пьесе, в Ахтырском
Драчливость, брат, твоя
Вошла в пословицу давно в полку Ахтырском.


Доломан и ментик коричневые, воротник и обшлага доломана желтые. Мех ментика офицеров - серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Пояс-кушак коричневый. Чакчиры синие. Ташка коричневая с желтой отделкой. Вальтрап синий с желтой отделкой. Приборный металл - золото.

И, кстати, вместе с Денисом Давыдовым (в пьесе - Давыд Васильев, вместо "Денис Васильев сын Давыдов").
 
 
 
volgarinvolgarin on December 25th, 2008 02:45 pm (UTC)
оньлетаванзоП
mutoidsmutoids on December 25th, 2008 03:15 pm (UTC)
Э, а разве мы получили гусар не от Фридриха? Который, в свою очередь, творчески переработал иррегулярную австрийскую легкую кавалерию?
Фридрих, кстати, запрещал гусарам жениться- дабы сохраняли авантюрный дух.
sanitareugensanitareugen on December 25th, 2008 03:18 pm (UTC)
Нет.
Первые гусарские «шквадроны» появились в России еще при царе Михаиле Федоровиче и состояли из вербованных немцев и поляков. О них впервые упоминается в 1634 году. В дневнике шотландца Гордона, взятого Петром I на службу, рассказывается о 3 гусарских ротах, которые принимали участие в Кожуховском походе 1694 г.

Когда Петр I сделал русскую армию регулярной, гусары из нее исчезли и появились снова в 1723 году, когда были сформированы гусарские полки из австрийских сербов.

В царствование Анны Иоанновны фельдмаршал Миних вернулся к идее образовать гусарские полки. Он начал вербовать в гусары выходцев из различных стран, чтобы сделать их иррегулярными пограничными войсками. В гусары вербовали сербов, венгров, валахов, а также грузинских дворян.

При правлении Анны Леопольдовны тот же Миних сформировал из всех гусар 5 гусарских полков, которые были сформированы из разноплеменной толпы авантюристов и приносили больше вреда, чем пользы.

При Елизавете Петровне в России появились македонские, грузинские и сербские полки гусар.

Во время правления Екатерины II гусарские части стали почти полностью состоять из русских солдат, а также из русских офицеров.

Re: Нет. - burotina on December 27th, 2008 11:25 pm (UTC) (Expand)
Re: Нет. - gur64 on December 29th, 2008 11:01 pm (UTC) (Expand)
chest_i_razymchest_i_razym on December 25th, 2008 04:05 pm (UTC)
весьма
numer140466numer140466 on December 25th, 2008 04:38 pm (UTC)
Интересно. Несколько брюзгливых замечаний. Гусары - это лёгкая кавалерия, которая в бой с регулярной пехотой не вступала. А вот кирасиры должны были если что постараться пусть и строй дрогнувшей пехоты, но проломить. Ну или вражескую кавалерию разогнать (гусары вполне могли дать дёру от кирасир и это зазорным, насколько я понимаю, не считалось). Так что я бы сказал, что кирасиры - ещё более опасный вид.
Вот это: "Гусар, который не умер в 30 лет - дрянь, а не гусар!" французский маршал сказал, кажется, Лан его фамилия.
sanitareugensanitareugen on December 25th, 2008 05:56 pm (UTC)
По замечаниям.
Отчего же? Вполне себе вступала.
Кирасиры - не всегда под рукой. Хоть они и "резервная кавалерия".
Честь почина кавалерийских схваток на Бородинском поле принадлежала гусарам Ахтырского полка, они яростно врубились в отступающую неприятельскую пехоту, отбили 12 захваченных им орудий.

Да и с саксонскими кирасирами они же рубились.

Вообще же - кирасиры значительную часть кампании проводили в охране штабов. Когда случалось решительное сражение - тогда они шли в атаку. Даже в две. Редко в три. А гусары воевали постоянно, вечно в схватках, в рубке и перестрелке.
Re: По замечаниям. - numer140466 on December 25th, 2008 09:08 pm (UTC) (Expand)
Re: По замечаниям. - burotina on December 27th, 2008 11:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - burotina on December 27th, 2008 11:17 pm (UTC) (Expand)
Кис Кисыч: СИ-1kis_kisych on December 25th, 2008 06:23 pm (UTC)
В фильме полковая принадлежность Ржевского не упоминается. Но в принадлежности к Павлоградскому полку его нельзя заподозрить даже не зная полковых мундиров. Ведь он спрашивает у Шурочки не Павлоградский ли у нее (него) мундир. Он что мундир своего полка не знает? Тем более, что сам он одет в мундир отличный от шурочкиного "павлоградского".
sanitareugensanitareugen on December 25th, 2008 06:56 pm (UTC)
Не так давно павлоградские историки выдвинули...
...версию, что Ржевский служил именно в Павлоградском полку и добились установки памятника


Однако в пьесе (не уверен, вошли ли эти слова в фильм...) сказано:
Васильев
Уж о тебе молчу... Драчливость, брат, твоя
Вошла в пословицу давно в полку Ахтырском.
Природой одарeн ты богатырски,
Рассудком обделили лишь тебя...

что, полагаю, указывает на то, что именно в Ахтырском полку он служил (хотя можно предположить и иное - что командир Ахтырского полка Давыд Васильев - в реальности им командовал "Денис Васильев сын Давыдов" - излагает мненме офицеров своего полка о Ржевском, но мне это представляется менее вероятным)

Кстати, известен и ещё Ржевский Алексей Андреевич - (1737 - 1804) - поэт, писатель, член Российской академии. Происходил из старинного дворянского рода. Был на военной службе, затем перешел в штатскую. Участвовал в 1767 году в комиссии о сочинении проекта нового Уложения как депутат от города Воротынска Московской губернии; позже был вице-директором Академии наук, президентом Медицинской коллегии и сенатором. В 1794 году Ржевский занимал и выборную должность, тогда очень почетную - совестного судьи в Санкт-Петербурге. Был одним из самых видных масонов своего времени. Будучи членом Российской академии, принимал участие в работе над созданием словаря русского языка.

Публиковать стихи Ржевский начал в конце 1750-х гг. Большее часть его стихотворений появилось в 1760-е гг. в журналах М. М. Хераскова "Полезное увеселение" и "Свободные часы", где он сотрудничал одновременно с А. В. и С. В. Нарышкиными, В. И. Майковым, И. Ф. Богдановичем (позднее, в 1783 г., Ржевский на свой счет издал знаменитую поэму Богдановича "Душенька").

Стихотворения его (элегии, стансы, мадригалы и другие) печатались также в "Ежемесячных Сочинениях", "Трудолюбивой Пчеле" (1759 - 63). В 1769 году Ржевский написал трагедию "Смердий и Прелестна", оставшуюся ненапечатанной. Писать стихи он не переставал до конца жизни. Отдельно напечатаны оды его на день восшествия Екатерины II и на день восшествия Александра I . Ржевский был дружен с Дмитриевым и Державиным ; последний описал его супружескую жизнь в оде "Счастливое семейство" (1780).


На прототипа Поручика он явно не тянет - интеллектуал и семьянин. Но, может, у него был отважный и беспутный сын?

(no subject) - kis_kisych on December 25th, 2008 09:25 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - sunders on December 25th, 2008 10:24 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kis_kisych on December 25th, 2008 10:44 pm (UTC) (Expand)
Thunder's - ведьмедь набитыйsunders on December 25th, 2008 10:27 pm (UTC)
А об водке ни полслова...
Сумской у меня на экране выглядит серым, а на деле с лиловым оттенком.
И забыли указать, что верхний - Лейб-гусар.
sanitareugensanitareugen on December 26th, 2008 06:21 am (UTC)
Ну, верхний "гусар вообще". Хотя, конечно...
Лейб-гвардии Гусарский полк. Доломан и ментик красные, воротник и обшлага доломана синие. Мех ментика офицеров черный бобровый, унтер-офицеров и солдат черный. Пояс-кушак синий. Чакчиры синие. Ташка красная с желтой отделкой. Вальтрап синий с желтой отделкой. Приборный металл - золото.

А по Сумскому полку... В описании фигурирует "серый"
Сумской полк. Доломан и ментик серые, воротник и обшлага доломана красные. Мех ментика офицеров - серый мерлушковый, унтер-офицеров -черный, солдат -белый. Пояс-кушак серый. Чакчиры красные. Ташка красная с белой отделкой. Вальтрап серый с красной отделкой . Приборный металл - серебро.
Оттенок не описывается. Более того, при тогдашних красках, не довольно светостойких, такой оттенок гарантировать было бы сложно. Быстро бы выгорал до серого (как прославленный сюртук Наполеона - "серый походный", хотя на самом деле это "республиканский синий" на реально доступных после блокады красках...)
про Сумской - sunders on December 26th, 2008 10:08 am (UTC) (Expand)
Andysoul®: Masterandysoul on December 26th, 2008 09:37 am (UTC)
Чтоб не потерялось, отправил в мемориз
Thunder's - ведьмедь набитыйsunders on December 26th, 2008 10:10 am (UTC)
Медаль отличная! Где такие дают? Я, наверняка, заслужил золотую...
(no subject) - andysoul on December 26th, 2008 01:14 pm (UTC) (Expand)
burotina: defaultburotina on December 27th, 2008 11:34 pm (UTC)
Кстати, по теме.
Как шутили гусары (из памятных заметок В.Д. Давыдова, сына славного партизана Дениса Давыдова): http://burotina.livejournal.com/57394.html
(Deleted comment)
sanitareugensanitareugen on December 29th, 2008 03:53 pm (UTC)
Три с половиной года в Мариупольском гусарском...
...отслужила. Но, действительно, поступала она в Конно-Польский уланский, а затем, после гусарской службы, в Литовский уланский. То, что будучи русской, она поступала в Конно-Польский полк, объясняется, скорее всего, тем, что в этом полку, формировавшемся первоначально из мелкого польского дворянства, было особое звание для рядовых из дворян - "войсковой товарищ", что, в свою очередь, объяснялось тем, что их, незнающих русской грамоты, невозможно было производить в унтер-офицеры, а служить рядовым солдатом без привилегий было мало охотников. Такой привилегированный рядовой мог иметь при себе слугу, жить вне казармы и т.п., что представляло для неё немалые удобства.
Что до перехода в Литовский полк (к тому времени утративший "национальную специфику"), то его объясняют прозаически - дороговизной службы в гусарах.
gur64 on December 29th, 2008 11:03 pm (UTC)
Понты и самореклама
испокон веков отличали сей вид кавалерии от прочих:)
Косы с пулями, шапки страшные, шкуры несчастных кошачьих и получившая широкую известность в ХХ веке:) адамова голова в три четверти с костями - это все они.
Бригадир Жерар и его прототип:)
А так, в принципе, легкая кавалерия как легкая кавалерия, не хуже тех же улан, но и не лучше:)
Вот Денис Васильич писать стихи умел, и писал, а, допустим, лихой улан Бенкендорф писать стихов не умел, и вообще на неблагодарную должность стал. А было бы наоборот - был бы Ржевский уланом:)
realizator71realizator71 on January 10th, 2009 10:19 pm (UTC)
Ну что Вы прицепились к киношникам с их путаницей в мундирах? В последней серии неуловимых Яшку как арестованного ведёт поручик с Георгием 3-ей степени на шее. А как он там появился? Да Тигран Кеосаян, увидев актёра просто в мундире, крикнул костюмеру - Да повесьте на него хоть что-нибудь ... Так что хорошо, в "Балладе" не перепутали гусарский мундир с уланским.
sanitareugensanitareugen on January 11th, 2009 06:54 am (UTC)
Конечно, самое простое объяснение - оно, как правило
и правильное.
Но, возможно, имелся конкретный поручик с таким крестом. В период Временного Правительства, особенно при награждениях "коллективным решением", могли и забыть про тонкости Статута 1833 года - "не ниже майора". нашли же корнета (правда, не Оболенского, а Голицина), который мог "надеть орденa", хотя после первого же его должны были произвести в подпоручики. Но их он получил за заслуги в качестве винодела (в Удельном Ведомстве), причём, будучи убеждений либеральных, он от гражданского чина отказывался, а по случаю войны поступил на службу.
Я ещё пытался проверить вариант Врангелевского ордена Св. Николая Чудотворца, но у него и лента иная, сине-бело-красная, и 1-я степень, "на шею", никому не была дадена.