sanitareugen (sanitareugen) wrote,
sanitareugen
sanitareugen

Categories:

Улыбка, как религиозный обряд

Достаточно общее место - противопоставлять угрюмых русских и улыбающихся американцев.
Например: http://avva.livejournal.com/1871828.html
Можно видеть в этом лишь особенности национальной культуры. Как, к примеру, разное "оптимальное расстояние" при разговоре у тех же североамериканцев и у латиноамериканцев. И советовать отрабатывать улыбку, чтобы "сойти за своего".
Но не глубже ли различия? Не носят ли они характер религиозный?
Разумеется, кальвинизм отнюдь не единственная религиозная система в США. Но влияние её, в частности, Догмата о Предопределении, полагаю, ощущают и люди иных исповеданий.
Обратившись к такому документу, как "Вестминстерское исповедание", читаем:
"3.4. Все ангелы и люди, и предопределенные и предназначенные, предуставлены лично и неизменно, их число определено и установлено таким образом, что оно не может быть увеличено или уменьшено.
...
3.7. Остальных людей было угодно Богу, по непостижимому изволению Его собственной воли, оставить во грехах,a – ибо Он дает и удерживает благодать по Своему изволению, для явления славы своей суверенной власти над творениями, – и определить их на бесчестие и гнев Божий за эти грехи, к похвале Его величайшей справедливости. "
http://confess.narod.ru/1647.htm

И, похоже, это трактуется самым очевидным образом - если Господь обрёк грешника заранее на "бесчестие и Гнев Божий", притом на этом свете, значит всякий, неуспешный в делах и есть осуждённый Господом грешник. "Лузер" не просто неудачник, он мишень Гнева Божия, и знаться с ним опасно, он заразен, а пнуть его - дело добродетельное и богоугодное. Ну, а добровольно отказывающийся от успеха - не иначе, как сатанист. Помощь же неудачнику есть богохульство и мятеж против Его воли.

Улыбка тогда оказывается религиозным жестом, наподобие крестного знамения, даже важнее крестного знамения - она доказывает, что не только ты признаёшь Господа, но и Госполь признаёт тебя. Даже если она деланная - всё равно она остаётся признаком взысканности Господом.

Те же, кто не улыбается, и не демонстрирует всеми прочими способами Успеха, оказываются не просто врагами - враг может быть успешен, ergo Господь на его стороне. Они воспринимаются, как враги Божии, открыто отказывающиеся искать Его милостей, выраженных в жизненном успехе, а то, что они совершают добрые дела, трактуется, как признак особого коварства. Поэтому вызывают они не одно лишь опасение, а иррациональный ужас.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments