?

Log in

No account? Create an account
 
 
26 July 2005 @ 04:27 pm
Обозрев "Черный квадрат"...  
Слово искусство этимологически означает "ремесло", вернее, ремесло цеховое, ремесленника, прошедшего "искус" - испытание в мастерстве. И этот факт вполне проверяем. Для искусства в современном понимании полагалась добавка "изящное" - дабы отличить маляра от maler'а, и скульптора от каменотеса. Но оно оставалось ремеслом - способом зарабатывать деньги. Кроме творческой компоненты была и экономическая, и именно она определяла смену стилей в искусстве.
Главные враги ремесленника - дилетант и партач. В собственном, точном смысле слова дилетант это человек, занимающийся ремеслом не для заработка, а diletto - для развлечения. Партач же - это мастер "a part", в стороне от цеха, не прошедший искус, не несущий цеховых повинностей - и продающий свое ремесло дешевле. Дилетант сокращает спрос, партач завышает предложение - и оба сбивают цену ремесленника. Поэтому для борьбы с ними, для регулирования рынка, вводятся сложные требования, которые вне цеха удовлетворить трудно. Желательно продублировать этот фильтр, поскольку можно найти пути его обхода.
На протяжении средневековья роль фильтров играли требования к содержанию и композиции картин, а также приемы подготовки холста, изготовления красок и т.п. Ученик мастера в процессе обучения узнавал, где и как рисовать святых, как растирать краски и т.п. Цех мог регулировать появление новых мастеров, регулируя конкуренцию.
С ростом грамотности, появлением книгопечатания первый фильтр сломался - гравюру с изображением классической картины можно было приобрести достаточно дешево, равно как и книгу с описанием технических приемов, успехи же технологии позволили просто покупать готовые краски. Поэтому срочно сформировался новый набор требований - перспектива и анатомия. Изучение перспективы требовало достаточно упорного труда, а анатомия же вообще была недоступна вне Академий.
Конец 18-го века породил сперва камеру-обскуру, а затем и объектив, так что перспективное и анатомически точное изображение стало механизированным процессом (а с появлением фото - и вовсе автоматическим). Сперва на это ответили увлечением сложными композициями, историческими прежде всего, которые трудно было рисовать камерой-обскурой, но вскоре время выдержки сократилось до того, что создание многофигурной композиции свелось к нажатию спуска фотоаппарата, наведенного на театральную сцену.
Живопись ушла туда, где техника не могла с нею конкурировать - в цвет и мгновенность. Появился импрессионизм и родственные направления, передававшие невозможное для ч/б фотографии с выдержкой в минуты.
Но уже в конце 19-го века появились первые цветные фотопроцессы, а выдержка стала составлять доли секунды. Ответом на это стали живописные стили, видевшие искаженный мир. Но объектив "рыбий глаз" и подобные ему убили это направление сразу же...
Абстракционизм попытался увести живопись в область, где фотоаппарат бесполезен - но здесь вполне конкурентоспособен оказывается компьютер, с генератором случайных чисел (а до него - элементарная физика и химия).
Таким образом, живопись (изображение реальных объектов) перестала быть способом заработка. Именно эту смерть символизирует "Черный квадрат".
Разумеется, никуда не исчезли лишние деньги, которые вкладываются в бесполезно-престижные траты, символизируя "крутизну" их владельца, так что все же остается возможность что-то "создавать", но если ценность художников прошлого была самоочевидна, то теперь нужен "эксперт", объявляющий данное творение гениальным и, следственно, выгодным капиталовложением.
 
 
 
Константинdobryi_drake on November 25th, 2005 06:16 pm (UTC)
то что вы описали, верно лишь в том плане что рисование перестало быть единственно возможным способом создать изображение реальности. но художник прежде всего своим произведением создает настроение, передает какую-то мысль, вызывает каскад ассоциаций и смежных образов. Художник тут по прежнему имеет преимущество перед фотографом, поскольку может создавать образы лишенные всех ненужных деталей, тогда как фотографу приходится либо регламентировать объекты и уловия съемок, либо терпеливо выбирать момент. изобразительное искусство, как и музыка - вечно. это язык, а не слова.
sanitareugensanitareugen on November 25th, 2005 06:23 pm (UTC)
Даже и с учётом этой линии обороны - художник убит Фотошопом.
Впрочем, настроение это то, что возникает исключительно на приёмнике. И от художника зависит куда менее, чем от зрителя...
(no subject) - humanitarius on January 16th, 2008 05:24 pm (UTC) (Expand)
некто Лукас: Clouseauq_w_z on December 22nd, 2006 11:12 am (UTC)
Интересно и четко изложено
согласен
только это не объясняет существование на Западе станкового, не прикладного искусства

ЗюЫю
а попробуйте объяснить с тех же позиций "4'33" тишины" Кейджа
sanitareugensanitareugen on January 28th, 2007 10:13 am (UTC)
Магнитофон и ножницы.
Это уже на момент создания 4'33"
Теперь и звуковые редакторы...
(no subject) - renaldopolonov on October 17th, 2008 09:46 am (UTC) (Expand)
alena_w1alena_w1 on March 5th, 2007 11:32 am (UTC)
Всю жизнь работаю в фотошопе с фото. (Ну и немножко писала этюдов на пленере). И однажды почувствовала, что мне физически необходимо для выражения своих мыслей и чувств иметь физическое, плотное. Это может дать только живопись. Невоспроизводимая, уникальная, материальная. Мы еще не чистый дух. Мы живем в компьютерах и тедлевизорах (а завтра только в компьютерах будем), но едим, спим, дышим в материальном вполне мире. Дальше будет только серьезней это противоречие. Я для себя нашла выход в живописи. Потуги "актуальных" (двадцать пять лет назад я так считала :)) художников мне смешны!
Navigāre necesse estmarina_fr on March 5th, 2007 11:47 am (UTC)
Идея о смерти ремесла во многом разумна. Но с перехлёстами вроде "видевшие искажённый мир". Например, при решении вполне практических проблем вроде ориентации и навигации естественным образом возникают разные системы перспективы, поскольку одни адекватно передают одни соотношения, другие - другое (см. работы Раушенбаха). Кроме того, есть ещё внутреняя, психическая реальность, которая у многих людей преимущественно визуальная. При наблюдении за тем, как идёт психологическая работа с внутренними образами здоровых людей (скажем, в НЛП), я нередко слушала что-то вроде "огромный голубой куб придавил маленький красный шарик".Особенно в тех случаях, когда дело касалось визуализации телесных ощущений. Таким образом, у подавляющего большинства художественных стилей есть свои вполне объективные основания - всё это некоторым образом реальность. Другое дело, что текущая ситуация вполне может повлиять на выбор вариантов этой реальности. Хотя не думаю, что влияет только проверка ремесла. Но всё это именно о "нормальном изобразительном искусстве" (которое для меня включает и "Чёрный квадрат", но многое из описанного в постах не включает. Возможно, чтобы оценить его потенциальную рыночную стоимость, достаточно внешних критериев. Но эти проблемы меня как-то ... слабо трогают. Оценивать искусство, пусть максимально субъективно, может обычно тот, кто хотя бы на дилетантском уровне им увлекался и почувствовал соответствующий драйв. Остальным это ни за фигом, кроме вложения капитала, не нужно, поэтому соответствующие рассуждения об искусстве напоминают рассуждения евнуха о любви.
sanitareugensanitareugen on March 5th, 2007 12:14 pm (UTC)
Не спорю, есть место для "современного искусства"...
...но это место - в кружках для пациентов психиатрических и психотерапевтических заведений. Если им оно помогает - пускай цветёт. Не надо только навязывать терапевтические приёмы как норму для здоровых.
(no subject) - chungalfonso on October 17th, 2008 07:43 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bobmanfrin on October 9th, 2008 04:43 pm (UTC) (Expand)
Леонид  Романовvryadli on July 14th, 2008 07:13 pm (UTC)
До того, как компьютер появился раньше "Черного квадрата", было очень увлекательно.
sanitareugensanitareugen on July 14th, 2008 07:21 pm (UTC)
Вы несколько невнимательны.
Я нигде не утверждаю, что "компьютер появился до Черного Квадрата". Опыты с "компьютерным искусством" (первые - конец 50-х) и более ранние с "физико-химическим искусством" (в связи, скажем, с киноэффектами - это несколько ранее) как раз и обесценили ту линию развития искусства, которая была означена "Чёрным Квадратом".
photo_labyrinth on September 14th, 2008 07:46 am (UTC)
извините, но вы отдаете себе отчет в том, что такое искусство? значит, по-вашему, живопись - это изображение реальных обьектов. а музыка? танец?
sanitareugensanitareugen on September 14th, 2008 08:17 am (UTC)
Отдаю. Искусство есть способ зарабатывать деньги,
...удовлетворяя сенсорный голод заказчиков. Поскольку органы чувств человека оптимизированы под реальный мир, то наиболее "естественное искусство" это воспроизведение ворм, звуков и пр. реального мира. Но имеющая место здесь конкуренция вынуждает переходить к извращённым или вовсе выдуманным формам.
Дмитрий Васадинvasadin on November 24th, 2009 07:20 am (UTC)
http://gulchuk.livejournal.com/2448.html
Тут есть несколько иное, но тоже интересное мнение по этому поводу.
sishsish on January 7th, 2010 06:27 pm (UTC)
Прочитав:интересно, а как вообще корпорации звукозаписывающие, видео,софтверные-соответствуют цехам? Как мне кажется сходство разительное. Методы,устройство,попытки захвата власти.
Есть и дилетанты,которые распространяют свои поделки через интернет или лично. Причем часто качество не хуже цехового.
Есть и партачи,которые организуют свои объединения и изготавливают тот же продукт под прикрытием феодала-ярчайший пример это китайские фирмы.
Подделки же под мастеров искусства и вовсе приобрели чуть ли не промышленные масштабы.
Кирилл Алексеевnikto001 on January 9th, 2010 03:08 am (UTC)
Отличный текст. Совершенно с Вами согласен. А в чем Вы хотели меня переубедить?)
sanitareugensanitareugen on January 9th, 2010 06:33 am (UTC)
Эээ... Ну, например, в том, что моё равнодушие к...
..."Чёрному Квадрату" продукт не эстетической необразованности, а экономической незаинтересованности;)
kirma_designkirma_design on January 11th, 2010 09:56 am (UTC)
не все то золото...
Важен взгляд на искусство не как на объект продажи или «владения неким шедевром» или красотой, а как на науку. Когда художник совершает открытие, как математик – теоремы, формулы нового (другого). И в этом открытии очень важны чистый лаконизм идеи и воплощения. А пережевывание этих идей другими «художниками» возможно веками. Черный квадрат - это отметка рубежа обнуления сознания от иллюзорных нагромождений, которые были отданы технологиям и аппаратам. Минимал-арт и концептуализм нашли свои ходы в системе «черного квадрата».
ylotylot on March 14th, 2010 08:08 pm (UTC)
Казимир Малевич "Чёрный квадрат"
Извините за не прошенного, "позднего" гостя, но я не "татарин". Как Вы все мне нравитесь! Умные, начитанные, увлечённые, каждый со своими амбициями и понятиями, но когда же вы научитесь прислушиваться, слушать и слышать собеседника? Если бы я раньше начитался Вас, у меня точно не получилось бы то, что я сделал. В лучшем случае "пошёл бы головой". Прошу Вас - вспомните общую тему("Чёрный квадрат"), вспомните свои специализации и пристрастия и за 95 лет расскажите людям простыми словами об этом квадрате. Почему за Вас это должен делать я? После прочитанного - мозги вывернулись! Всё почти правильно пишите, но прилепить ваши знания не к чему.Одно радует, что Вы не дилетанты и видимо уважаемые в культурной среде эксперты, не то, что Т.Толстая. Попробуйте с позиции своих ученных знаний развенчать те представления о "ЧК",которые я медленно, обоснованно, аргументированно, может и иллюстрированно Вам представлю. Первые попытки ваших коллег обратились триумфом в мою ползу, а я не искусствовед и "бывший художник",почти с тремя в/о - из них два художественные. Это не обязательно, можете и поддержать.Буду очень признателен. Начало моих убеждений можете почитать на форуме 1канла в теме "Чёрный квадрат",стр.32, из которого на неделю отправлен в "карцер". Ylot.
ylotylot on May 9th, 2010 08:01 pm (UTC)
Обозрев "Черный квадрат"
Искусствоведы, ученики и сам Малевич, пытаясь охарактеризовать картину, не смогли ответить на вопросы - Как? и, Почему? Как? Происходит процесс создания живописного произведения. Почему? Именно эти ценности являются критерием достоинства любого произведения. Малевич, создав "ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ", сам не сразу осознал серьезность события, о чём писал: «Что это? Или черная яма, или из этого может, что-то расти?». Как констатировала исследователь творчества Малевича, А.С. Шатских: - «К «Чёрному квадрату» Малевич подходил через философское осмысление мира…. Когда возник чёрный четырёхугольник, он не мог ни есть, ни спать целую неделю. Настолько важным событием являлась эта картина в его творчестве. Он шёл к ней долгие годы. Это был кульминационный момент в его работе, его синтез живописи, скульптуры, прикладного искусства и его философских измышлений». Этот феномен - заслуга особого склада ума, наличие харизмы и большого трудолюбия автора. Малевич писал: «Черный квадрат» вобрал в себя все живописные представления, существовавшие до этого, он закрывает путь натуралистической имитации, он присутствует как абсолютная форма и возвещает искусство, в котором свободные формы — не связанные между собой или взаимосвязанные — составляют смысл картины".
ylotylot on May 9th, 2010 08:07 pm (UTC)
Исследователи отмечают:
«По мнению учеников, из квадрата вырос новый мир, живой, радостный. Квадрат собрал вокруг К.С. Малевича новых людей, поколение будущего, о котором они мечтали».
Впервые, картина «Чёрный квадрат» появилась в Петрограде, на выставке «0,10» (ноль - десять) 17 декабря 1915.По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.
Одну из первых картин Малевич назвал «Четырёхугольник», другую - «Чёрный квадрат на белом фоне», и, наконец, окончательное название –
«Чёрный квадрат», не определяющее отношение к белому холсту. В дальнейшем читателю должно стать понятно, почему Малевич не мог сразу определиться с названием картины.
Прислушавшись и присмотревшись к всеобщему рассуждению на тему этой картины, меня позабавила фантазия и литературное мастерство людей называющих себя знатоками в области искусства:
Т.Толстая:
«Такая работа под силу любому чертежнику, — а Малевич в молодости
работал чертежником, — но чертежникам не интересны столь простые
геометрические формы. Подобную картину мог бы нарисовать
душевнобольной — да вот не нарисовал, а если бы нарисовал, вряд ли у нее
были бы малейшие шансы попасть на выставку в нужное время и в нужном
месте».
Н.Семченко:
«В чем же заслуга и новаторство Малевича? Малевич первым выставил
нарисованный квадрат как произведение изобразительного искусства. Это
факт. Но смысл самого события заключается в том, что оно не имеет
никакого отношения собственно к изобразительному искусству, и считать
Казимира Малевича великим художником никак невозможно». …
Номинированный в 2005 году на премию Букера роман петербуржца Сергея Носова «Грачи улетели»: Один из героев открывает, что квадрат Малевича – всего-навсего просто квадрат, без тайных смыслов.
Уважаемый читатель может спросить меня, не слишком ли большого мнения о себе автор? Не иронизирую ли я по отношению к профессиональным критикам искусства?
Да! Именно это я и хочу подчеркнуть. Для меня Малевич не является кумиром, но невозможно не отдать должного его гениальности.
ylotylot on May 9th, 2010 08:08 pm (UTC)
Без знаний его заслуги и наследия, НЕВОЗМОЖНО развитие искусства вообще.
И когда меня с его творчеством знакомят люди знающие много непонятных слов, употребление которых окончательно лишает возможности хоть в чём-то разобраться, говорят и пишут обо всем кроме сущности – я возмущаюсь. Читать эту галиматью невозможно:
«Нельзя не отметить, что в нескольких работах Малевича, созданных непосредственно перед открытием супрематизма, вдруг начинает просматриваться тенденция к монументальной значительности и к человеческому переживанию, пробивающиеся через авангардную стилистику».
Т.Толстая:
«Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете —
«Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел
непереходимую черту, обозначил пропасть…, между человеком и его
тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и
Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-
то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых
страшных событий в искусстве за всю историю его существования».
Т.Толстая:
«Я числюсь «экспертом» по «современному искусству» в одном из
фондов в России, существующем на американские деньги.
Нам приносят «художественные проекты», и мы должны решить,
дать или не дать денег на их осуществление. Вместе со мной в
экспертном совете работают настоящие специалисты по «старому»,
до-квадратному искусству, тонкие ценители.
Все мы терпеть не можем квадрат и «самоутверждение того начала,
которое имеет своим именем мерзость запустения». Но нам несут и
несут проекты очередной мерзости запустения, только мерзости и
ничего другого. Мы обязаны потратить выделенные нам деньги,
иначе фонд закроют. А он (фонд) кормит слишком многих в нашей бедной
стране.
Мы стараемся… ».
ylotylot on May 9th, 2010 08:12 pm (UTC)
Оценив и осознав, что моё представление о «Чёрном квадрате» более обосновано чем
то - которое культивируется в обществе, я написал эту работу и своими мыслями поделился с Вами.
Данная работа претендует на то, чтобы считаться единственной, наиболее полной и обоснованной по представлению достоинства картины К. Малевича «Чёрный квадрат».
Мировоззрение К.С.Малевича и моё.
«Казимир Малевич - имя более чем значительное в истории современного искусства».
«Это символ и знамя всего авангардного творчества».
«На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства,…"Черный квадрат" концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности».
«Имя Малевича выдвигается сегодня как фундамент нового, современного направления искусствоведческой, культурологической и даже философской мысли, направления, исполненного необыкновенной глубины и значительности».
«Все это уже стало абсолютом, аксиомой, не требующей каких-либо доказательств, знанием, с которым невозможно не соглашаться, в котором стыдно сомневаться и которое просто неприлично обсуждать».
Н. Семченко и «К»
Достоинства человека, создавшего произведение живописи под названием «Чёрный квадрат», веками будут прославлять все, кто хоть мало-мальски будет стремиться к мировому совершенству.
Малевич, … совершенно очевидно, является Великим новатором, который сделал открытие принципиально важное для технологической цивилизации ХХ века.
Н. Семченко и «К».
Цель, с которой я взялся за перо, желание объяснить - Как? с позиции художника могла возникнуть эта картина.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Процесс поиска совершенного.
В истории, создавая материальные и духовные ценности, человек способствует прогрессивному развитию общества.
В результате этой деятельности остаётся продукт труда:
- орудия труда:
палка, хрустальные топоры, оружие, машины, наконечники, рукоятки для копий, каменные топоры, ножи, гарпуны для ловли рыбы, молотки и т.д;
- предметы быта:
посуда, одежда, мебель, книги и т.д;
- строения
менгира, дольмены, кромлех в Стоунхендже, храм «Василия Блаженного».
Познавая самого себя, результаты своего труда, человек совершенствует своё представление о мироздании.
Для потомков остаются ценности, расширяющие его мировосприятие.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт люде
(энциклопедическая справка)
К числу этих ценностей относятся и произведения изобразительного искусства:
- наскальные рисунки;
- архитектура;
- живопись.
ylotylot on May 9th, 2010 08:12 pm (UTC)
Из многообразия деятелей, в истории остаётся тот, кто привнес что-то новое, значимое для осознания человеческой сути:
Мыслители:
- Сократ ;
- Галилео Галилей;
- Мари Франсуа Аруэ, Вольтер.
Писатели:
- Уильям Шекспир;
- Лев Николаевич Толстой;
- Фёдор Михайлович Достоевский.
Художники:
- Рафаэль Санти;
- Леонардо да Винчи;
- Казимир Малевич.
Музыканты:
- Иоганн Себастьян Бах;
- Людвиг ван Бетховен;
- Чайковский Пётр Ильич.
Учённые:
- Ломоносов Михаил Васильевич;
- Менделеев Дмитрий Иванович;
- Сахаров Андрей Дмитриевич.
Совершенствовать уже достигнутое:
- воздушный шар;
- дирижабль ;
- вертолёт;
- самолёт;
- ракетная установка;
- космический корабль.

Все остальные поглощается временем.